Методические рекомендации при анализе лирического произведения

Дата: 3 Декабрь 2014 Рубрика: Без рубрики Комментарии: Нет комментариев

Методические рекомендации при анализе лирического произведения для учащихся 6 класса

Примерный план анализа стихотворения для 6 класса

  1. Выразительное чтение стихотворения (учитель).
  2. Эмоциональное восприятие текста.
  3. Словесное рисование (пейзажная лирика).
  4. Работа на лексическом уровне: какие изобразительно-выразительные средства помогли испытать эти чувства.
  5. Определение темы стихотворения, основной мысли.
  6. Образ лирического героя.
  7. Собственное отношение к прочитанному.

Примерный план сочинения-анализа лирического произведения

  1. Название стихотворения и его автор.
  2. Ведущая тема. (О чем стихотворение?)
  3. Основная мысль. (Что хотел сказать поэт в стихотворении?)
  4. Какую картину рисует в своем стихотворении? (Опишите. Обратите внимание на детали прорисовки картин, их цветовую гамму. Какие слова в стихотворении подсказали вам названные особенности изображения?)
  5. Настроение, чувства, передаваемые автором. Как меняются чувства от начала к финалу стихотворения?
  6. Главные образы стихотворения. Выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения). Синтаксические фигуры: антитеза, обращение, восклицание.
  7. Собственное отношение к прочитанному. Какие чувства вызывает стихотворение?

Речевые клише

Как построить предложение? Как правильно сочетать слова друг с другом, чтобы избежать грамматических и речевых ошибок? В этом могут помочь речевые клише – универсальные обороты речи, которые легко вставить в любое сочинение, на месте пропуска добавив необходимые слова или выражения.

В стихотворении … (автор, название) говорится о …
В стихотворении …(название) … (фамилия поэта) описывается …
В стихотворении царит … настроение.
Стихотворение … пронизано … настроением.
Настроение этого стихотворения ….
Настроение меняется на протяжении стихотворения: от … к ….
Настроение стихотворения подчёркивает …
Автора пронизывает чувство …
Стихотворение можно разделить на … части, так как …
Композиционно стихотворение делится на … части.
Короткие (длинные) строки подчёркивают …
В стихотворении мы словно слышим звуки ….
Постоянно повторяющиеся звуки … позволяют услышать ….
Поэт хочет запечатлеть словами ….
Для того чтобы передать … настроение, автор использует (восклицательные предложения, яркие эпитеты, метафору, олицетворение и т. д.).
С помощью … автор даёт нам возможность увидеть (услышать) ….
Используя …, поэт создаёт образ ….
Лирический герой этого стихотворения представляется мне ….
Сделать картину живой, одухотворённой помогают олицетворения: … (например)
Яркую, радостную (грустную, печальную) картину (весны и т. п.) передают (эпитеты, метафоры): …
Сопоставление (противопоставление) образов … помогает ярче передать настроение (замысел) поэта.
Стихотворение вызывает у меня чувство …

Словарь настроений

В лирическом произведении одно из главных мест занимает настроение пота, его чувства, переживания. Сложно бывает объять словами всю палитру чувств автора, словарный запас шестиклассника не так велик. На наш взгляд, в этом ему может помочь словарь настроений, увиденный нами на одном из сайтов и дополненный.

Позитивное настроение Негативное настроение
торжественное;
восторженное;
очарованное;
радостное;
радужное;
весёлое;
светлое;
восхищается;
восторгается;
восторженно- радостное;
лёгкое;
светлое;
нежное;
игривое;
умиротворённое;
тёплое;
спокойное;
приподнятое.
печалится;
жалеет о …;
сожалеет о…;
поэту жаль …;
переживает за …;
негодует;
расстроен;
поэту больно от …;
с болью в сердце пишет о …;
грустно, с грустью говорит о …;
сердито;
тоскует по …;
с волнением говорит о …;
испытывает чувство горечи.

Словарь терминов

Значение терминов можно найти и в учебнике по литературе, и в специальных словарях. Но если мы разрабатываем рекомендации к написанию сочинения, то сюда же решили включить и словарь слов, которые, возможно, будут употреблены в сочинении.

Аллегория

Литературный приём, основой которого является иносказание: изображение отвлеченного понятия или суждения при помощи конкретного образа, наделённого жизненными реалиями.

Антитеза

Сопоставление контрастных или противоположных образов.

Басня

Жанр дидактической литературы; короткий рассказ в стихах или прозе с прямо сформулированным моральным видом, придающий рассказу аллегорический смысл.

Гипербола

От греч. – преувеличение – художественный приём, основанный на чрезмерном преувеличении определенных свойств изображаемого предмета или явления.

Жанр

Тип художественного произведения.

Лирика

Один из родов художественной литературы, отображает внутреннюю жизнь, разнообразные человеческие переживания.

Лирический герой

Это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нём. Отнюдь не идентичен автору, хотя и отражает его личные переживания.

Метафора

Один из основных тропов художественной речи, основанный на сходстве или контрасте различных явлений; нередко используется в обыденной речи. Метафорическим слово или словосочетание становится тогда, когда оно употребляется не в прямом, а в переносном значении.

Мотив

Устойчивый смысловой элемент художественного текста, повторяющийся в фольклорных (здесь мотив означает простейшую повествовательную единицу) и литературно-художественных произведениях.

Мораль

Отдельное, практическое нравственное наставление, нравоучение. («Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна…», И. А. Крылов)

Образ

Cовокупность определённых, ярко выраженных, значимых примет, характерных для конкретного человека, какого-либо явления природы или материальных предметов, облечённая в словесно-художественную форму. (Образ узника в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Узник»)

Олицетворение

Перенесение человеческих чувств, мыслей и речи на неодушевленные предметы и явления, а также при описании животных.

Пейзаж

От греч. – создаю, творю – 1) Искусство слова вообще, литературно-художественное произведение в стихах и прозе. 2) Стихотворные художественные произведения, в отличие от художественной прозы жанр искусства, в котором предметом изображения является природа.

Поэзия

Словесное художественное творчество.

Проза

Не стихотворная речь.

Сравнение

Вид тропа, в котором одно явление или понятие уподобляется другому по какому-либо общему для них признаку. («В железных латах самовар «Шумит домашним генералом…» Н. А. Заболоцкий)

Стих

  1. Особый тип художественной речи, отличный от прозы. 2. Стихотворная строка. Употребление слова «Стих» в смысле стихотворение неправильно. Однако во множественном числе слово «стихи» обозначает поэтическое творчество.

Стихотворение

Небольшое стихотворное произведение.

Тропы

От греч. – поворот, оборот речи – употребление слов, фраз, выражений в переносном смысле, призванное усилить образность поэтического и вообще художественного языка. К тропам принято относить метафору, метонимию, гиперболу, литоту, иронию, а также эпитет, аллегорию, перифраз.

Элегия

От греч. – жалобная песня – лирическое стихотворение среднего объёма, обычно наполненное печальным эмоциональным содержанием, лишённое отчётливой композиции, как правило, написанное от первого лица.

Эпитет

Образное определение, прибавляемое к предмету с целью подчеркнуть его характерное свойство.

Методические рекомендации при анализе лирического произведения для учащихся 6 класса

 

Оставить свой комментарий

2014-11-14_210335   Дорогою свободной Иди, куда влечет тебя свободный ум, Усовершенствуя плоды любимых дум, Не требуя наград за подвиг благородный. Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд; Всех строже оценить умеешь ты свой труд. А.С.Пушкин
Наверх