Тема урока в 5 классе «Повторение изученного в разделе «Синтаксис и пунктуация»

Дата: 29 Ноябрь 2020 Рубрика: Такие разные уроки Комментарии: Нет комментариев

Тип урока: актуализация знаний и умений.

Цель урока: систематизировать знания по теме «Синтаксис и пунктуация»

Образовательные задачи:

  1. В ходе творческой, самостоятельной, индивидуальной и групповой работы с дидактическими материалами закрепить знания обучающихся по теме: «Синтаксис и пунктуация»

Развивающие задачи:

  1. Развивать умение работать в коллективе и принимать совместное решение;
  2. Развивать положительные личностные качества (ответственность, доброта, чувство взаимопомощи)
  3. Развивать и тренировать внимание, память, мышление.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать уважение к культуре своей страны;
  2. Повышение мотивации учащихся к изучению русского языка.

Ход урока

  1. Орг. момент.
  2. Сообщение темы и цели урока.

Итак, первое задание определить тему урока. Что же мы будем повторять? Ответить на этот вопрос поможет нам кроссворд , который мы должны отгадать, ответив на вопросы и записав первые буквы в пустые клеточки

1 2 3 4 5 6 7 8 9
с и н т а к с и с
  1. Первая буква названия главного члена предложения, который обозначает

действие, состояние, признак предмета, отвечает на вопросы что делать? каков предмет? что такое предмет? может быть выражен глаголом, прилагательным, существительным, подчеркивается двумя чертами (сказуемое).

  1. Часто встречающийся союз, который соединяет однородные члены и простые предложения в составе сложносочинённого (и).
  2. Первая буква названия вида предложения по интонации. Предложение

произносится тихо, спокойно (невосклицательное).

 

  1. Первая буква названия знака препинания, который ставится между

подлежащим и сказуемым, если оба главных члена выражены именем

существительным в именительном падеже (тире).

 

  1. Часто встречающийся союз, который соединяет однородные члены и простые предложения в составе сложносочинённого, перед ним всегда ставится запятая (а).
  2. Первая буква названия знака препинания, который ставится в предложениях, выделяя прямую речь (кавычки).
  3. Первая буква названия синтаксической единицы, состоящей из двух и более

слов, связанных между собой по смыслу и грамматически (словосочетание).

  1. Первая буква названия падежа, на вопросы которого отвечает подлежащее

(именительный).

  1. Первая буква названия части речи, при помощи которой соединяются

однородные члены и простые предложения в составе сложного (союз).

В итоге сложилось слово «синтаксис». А с каким разделом тесно связан синтаксис? (пунктуация). Значит, тема урока… . Запишем тему урока в тетрадь «Повторение изученного в разделе «Синтаксис и пунктуация».

— Как произошли слова «синтаксис» и «пунктуация»?

(Пунктуация от пунктум – точка. Синтаксис слово греческое состоит из 2-х частей: приставка “син” обозначает совместимость, совокупность (соответствует русской приставке “со”), слово “таксис” является военным термином и означает “построение, колонна, место в строю”. Позднее ученые приспособили этот термин к грамматике, т.к. грамматический строй требует четкости и порядка.)

-Какие цели вы перед собой поставите на данный урок? (Повторить, закрепить,

систематизировать знания и умения по теме «Синтаксис и пунктуация»)

  1. Повторение теоретического материала.

Быстро ответьте на вопросы.

1.Тип предложения по цели высказывания, в котором содержится вопрос

(вопросительное).

2.Знак препинания, который ставится между однородными членами предложения, которые перечисляются и между простыми предложениями в составе сложного (запятая).

  1. Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? чей? (определение)
  2. Слово или сочетание слов, которое обозначает того, к кому обращаются с речью(обращение)
  3. Тип предложения по структуре, в котором содержится только одна грамматическая основа (простое)
  4. Второстепенный член предложения, который обозначает место, время, способ действия и отвечает на вопросы где? куда? когда? почему? (обстоятельство).
  5. Предложения, в которых есть второстепенные члены предложения (распространённые).

8.Члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения (однородные)

  1. Разговор двух и более лиц (диалог).
  2. Точно воспроизведённая чужая речь, переданная от лица того, кто её произнёс (прямая).
  3. Словарная диктовка.

Вы хорошо справились с данной задачей. Но не забывайте о том, что синтаксис и пунктуация связаны с орфографией. Попробуем проверить вашу грамотность.

На слайде записаны слова с пропущенными орфограммами. Учащиеся записывают их, комментируя орфограмму (по одному).

Синт…ксис, грам…атическая основа, предл…жение, чуде…ный, благ…дарю, разг…дать, пожалу…ста, об…единять, тиш…на.

-Проверим

  1. Синтаксическая пятиминутка.

Учитель читает предложения, а учащиеся определяют количество грамматических основ и вычерчивают схемы. (Ученик у доски).

1.Солнце садилось и косыми лучами освещало верхушку высокого дуба.

2.Ночью ударил мороз, и цветы к утру замерзли.

Вопрос: какую роль выполняет союз И в 1 и во 2 предложении?

6.Части речи.

А теперь проверим, как вы знаете части речи, ведь предложения и словосочетания состоят из слов, выраженных разными частями речи.

— У какого слова неправильно определена часть речи?

1) Садилось – глагол в форме прошедшего времени;

2) И – предлог;

3) Высокого – имя прилагательное;

4) Верхушку – имя существительное.

Ответ: 2

—  Что такое словосочетание?

—  Приведите примеры фраз, которые не являются словосочетаниями.

—  Я называю фразы, девочки записывают только словосочетания, мальчики — то, что не является словосочетанием.

Падают листья, сильный ветер(сл.с), чудесный день(с.с.), жёлтые и красные, дождливая осень(с.с), у леса, быстро перелетают(с.с).

-Проверяем. Поменяемся тетрадями.

-Чем выражены главное слово в словосочетании?

-А какие бывают словосочетания?

  1. Задание в конвертах

— Прочитайте предложение: Ветер занес семена в топкое болото.

-Назовите грамматическую основу предложения?

-Отгадайте, о каких членах данного предложения идёт речь?

1) Зависит от существительного, обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какие? (определение топкое)

2) Обозначает место действия, зависит от сказуемого-глагола, отвечает на вопрос куда? выражено существительным с предлогом? (обстоятельство места в болото)

3) Зависит от сказуемого –глагола, обозначает предмет, отвечает на

вопрос что? выражено существительным винит. падеже? (дополнение семена)

-Как называются эти члены предложения? (второстепенные)

Запишите это предложение в тетрадь, разобрав по членам предложения.

  1. Составьте предложение:

(Ученик работает у доски)

1) Из предложения «С тихим шорохом пробежал по саду ветерок» взять

прилагательное, выступающее в роли определения, поставить его в

именительном падеже, женском роде, единственном числе; (тихая)

2) Из предложения «За ночь земля покрылась пушистым снегом» взять

обстоятельство, употребить это слово как подлежащее; (ночь)

3) Добавить глагол из предложения «Мама от усталости опустилась на диван»;

(опустилась)

4) Из предложения «Над городом пролетел быстрокрылый самолёт» взять

обстоятельство (над городом).

Ответ: Тихая ночь опустилась над городом.

Прочитайте запись:

Что у нас получилось? (предложение)

-Признаки предложения? (смысловая законченность, наличие грамматической основы)

-Какие знаем предложения? (союзные и бессоюзные)

-Чем различаются ССП от СПП?

— Найдём грамматическую основу.  Простое предложение или сложное? Дать характеристику.

-Проверяем.

  1. Отправляемся на поиск предложений.

-На  вы видите листы с предложениями. Найдите предложения,

соответствующие схемам и запишите их в тетрадь.

1)[– — =] 2)[– =], и [– = ]

3)[О,… ]!

4)[…], ( что… ).

5)А: «П». 6) [O и O].

1) Книга – лучший товарищ.

2) Проводник сказал, что в лесу водятся медведи.

3) Ребята, принимайте активное участие в конкурсах!

4) Море утихло и только изредка глухо вздыхало.

5) Дверь тихонько отворилась, и царевна очутилась в светлой горнице своей.

6) А с платформы говорят: «Это город Ленинград».

-Проверка

10.Игра «Третий лишний».

— Найдите лишнее слово:

1) Простое, бессоюзное, сложное;

2) Определение, обстоятельство, подлежащее;

3) Повествовательное, восклицательное, невосклицательное;

4) Простое, нераспространённое, распространённое.

  1. Физкультминутка

-Сейчас мы с вами проведём физкультминутку. Поскольку сегодня мы повторяем изученный материал из синтаксиса и пунктуации, то разминка будет связана со знанием терминологии, которую мы используем.

Правила игры. Ученики встают со своих мест, руки на поясе. Учитель называет различные термины. Если термины относятся к синтаксису-сделать наклон вперёд, и пунктуации – хлопок, если же к другим разделам языка – влево.

Приставка, грамматическая основа, словосочетание, корень, основа слова, запятая, обстоятельство, тире, суффикс, предложение, обращение, буква.

12.Работа с учебником.

1.Упр.358. Найдите предложение, в котором между подлежащим и сказуемым ставится тире?

-Когда ставится тире между подлежащим и сказуемым?

-Запишем его в тетрадь.

  1. Упр.360. Что такое логогрифы? Запишите загадку, расставляя пропущенные знаки препинания.

Мы резким голосом кричим

Летаем плаваем отлично.

Но вставьте «л» и зазвучим

Так сказочно и мелодично.

Итоги урока.

Что  удалось лучше?

Чему научились?

Дом.задание:  упр. 364

 

 

Оставить свой комментарий

2014-11-14_210335   Дорогою свободной Иди, куда влечет тебя свободный ум, Усовершенствуя плоды любимых дум, Не требуя наград за подвиг благородный. Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд; Всех строже оценить умеешь ты свой труд. А.С.Пушкин
Наверх