Тестовый материал по русскому языку в 11 классе (ЕГЭ 2015)

Дата: 3 Декабрь 2014 Рубрика: Тестовые работы Комментарии: Нет комментариев

ТЕСТ ЕГЭ — 2015 ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ЧАСТЬ 1

  Прочитайте текст и выполните задания 1 — 5.

  (1) Известно, что в предпушкинскую эпоху звукопись являлась утончённым стилистическим приёмом и использовалась только при описании «высоких» образов, красоты природы, возвышенных чувств. (2) Пушкин расширил диапазон художественного использования звукописи, включив в него всё лексическое богатство языка, в том числе просторечие (разговорную речь городского населения: части духовенства, мелкого и среднего чиновничества, разночинной интеллигенции, мещанства) и язык народных песен, былин, сказок. (3) (….) Пушкин в своём творчестве добился единства слова и образа, в его поэзии художественная форма никогда не вступала в противоречие с содержанием, ибо настоящий художник никогда не допустит, чтобы красивые звуки затеняли или обедняли мысль, содержание.

  1. В каком из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

  1) Пушкинская поэзия благодаря расширению диапазона использования звукописи достигла совершенства: в ней едины форма и содержание, в ней слились образ и звук.

  2) Пушкин расширил диапазон использования звукописи, включив в неё всё лексическое богатство русского языка.

  3) В предпушкинскую эпоху звукопись являлась утончённым стилистическим приёмом и использовалась при описании «высоких образов» и чувств.

  4) Настоящий поэт всегда следит только за благозвучием своей поэзии.

  Ответ

  1. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста?

  1) вопреки этому

  2) именно так

  3) однако

  4) в свою очередь

  Ответ

  1. Прочитайте словарную статью, в которой приведены значения слова ОБРАЗ. Определите, в каком значении это слово использовано в предложении 3. Напишите цифру, соответствующую этому значению в словарной статье.

  ОБРАЗ , -а; муж.

  1) Вид, облик. Создать что-н. по своему образу и подобию (т.е. похожим на себя; книжн.). Потерять о. человеческий (то же, что потерять облик человеческий). В образе кого-н. (в виде кого-н.).

  2) Живое, наглядное представление о ком-чём-н. Светлый о. матери.

  3) В искусстве: обобщённое художественное отражение действительности, облечённое в форму конкретного индивидуального явления. Писатель мыслит о.

  4) В художественном произведении: тип, характер. Плюшкин о. скупца. Артист вошёл в о. (вжился в роль).

  5) Порядок, направление чего-н., способ О. жизни, О. мыслей, О. действий.

  Ответ

  1. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

  1) звукопись являлась (предложение 1)

  2) расширил диапазон (предложение 2)

  3) художник не допустит (предложение 3)

  4) звуки затеняли (предложение 3)

  Ответ

  1. Укажите верную характеристику слова ТОЛЬКО (предложение 1).

  1) наречие

  2) частица

  3) предлог

  4) местоимение

  Ответ

  1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

  1) сирОты

  2) сливОвый

  3) донИзу

  4) углУбить

  Ответ

  1. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

  1) Её ЗВУЧНЫЙ смех не мог не вызвать улыбки окружающих.

  2) ПРОБЛЕМНАЯ ситуация, возникшая в отношениях двух стран, вызывала тревогу.

  3) БУДНЕЕ выражение его лица поразило меня до глубины души.

  4) ИСКУССТВЕННАЯ радость хозяев дома поставила гостей в неловкое положение.

  Ответ

  1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  1) ни разу не ошибился

  2) менее сложный

  3) детских яслей

  4) лучшие тренеры

  Ответ

  1. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

  Изучая русскую поэзию первой половины 19 века,

  1) мне понравились стихотворения Е. Баратынского.

  2) Баратынский пленил меня прелестью звучания поэтических строк.

  3) обратите внимание на стихотворения Е. Баратынского.

  4) сборник стихотворений Е. Баратынского произвёл на меня неизгладимое впечатление.

  Ответ

  1. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

  1) Если в жаркий день дотронешься к берёзе, то почувствуешь прохладный ствол.

  2) Сюжет поэмы «Руслан и Людмила» типично сказочный.

  3) Рыбаки, вовремя предупрежденные об опасности, вернулись в порт.

  4) Многие из тех, кто любит посещать Третьяковскую галерею, прекрасно знают историю её создания.

  Ответ

  1. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

  1) Во второй половине 30-х годов в судьбу А.П. Керн вошёл человек, который буквально перевернул её жизнь.

  2) Пушкин, который с конца 1820 года до начала июля 1823-го жил в Кишинёве, окунулся в атмосферу политических, философских и литературных споров.

  3) М.Н. Волконская была одной из тех женщин, которые вдохновили Н.А. Некрасова на создание поэмы «Русские женщины».

  4) В Одессе у Пушкина особенно сложными были отношения с новым начальником — Воронцовым, который стремился сделать из поэта усердного чиновника.

  Ответ

  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

  Изгна(1)ый из време(2)ого пристанища медведь беше(3)о рявкнул и испуга(4)о ринулся по нехоже(5)ым тропам в глубину тайги.

  1) 1, 2, 3, 4

  2) 1, 2, 4

  3) 2, 3, 4

  4) 1, 2, 4, 5

  Ответ

  1. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

  1) ут…лщённый, одр…хлеть, приг…реть

  2) заск…чить, оз…рённый, вык…пать

  3) растр…пать, б…гемот, м…чеха

  4) д…лина, прис…гать, уд…вление

  Ответ

  1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

  1) от…грать, об…ндеветь, дез…нформация

  2) пр…стыдить, беспр…мерный, пр…одолеть

  3) …держать, …биться, сни…хождение

  4) от…брать, д…стать, пр…бабушка

  Ответ

  1. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

  1) пряч…шь, вид…вший

  2) неж…шься, (он) раста…т

  3) вид…мый, (он) гон…т

  4) утрач…нный, застрел…ны

  Ответ

  1. В каком варианте ответа правильно указаны все слова, где пропущена буква Е?

  А. размал…вать

  Б. закруч…вать

  В. сговорч…вый

  Г. сирен…вый

  1) А, Г

  2) А, Б, Г

  3) Б, Г

  4) Б, В, Г

  Ответ

  1. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

  1) Я (не)раз читал о (не)опознанных летающих объектах.

  2) Она далеко (не)красавица, однако что-то (не)обыкновенное светится в её глазах.

  3) Туристы (не)торопясь подошли к поляне и увидели ни на что (не)похожее растение.

  4) Задание выполнено вовсе (не)плохо, однако (не)продуманные выводы меня смущают.

  Ответ

  1. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?

  1) Я люблю тебя ЗА(ТО), что ты (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ долгих лет не раз доказывал свою безграничную преданность.

  2) ПО(ЭТОМУ) склону горы сошла лавина, (ОТ)ТОГО невероятным кажется спасение туристов.

  3) (ЗА)ЧЕМ совершать поступки, за которые (В)ПОСЛЕДСТВИИ будет стыдно?

  4) (В)ДОГОНКУ ему крикнули, (ЧТО)БЫ он больше не появлялся на этой улице.

  Ответ

  1. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

  Под этими знаменитыми вековыми дубами Пушкин гулял ( ) и Анна Керн слышала признания великого поэта.

  1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

  2) Сложное предложение с общим для частей второстепенным членом, перед союзом И запятая не нужна.

  3) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.

  4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

  Ответ

  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

  Гости остались в столовой (1) шёпотом толкуя об этом неожиданном посещении (2) и (3) опасаясь быть нескромными (4) вскоре разъехались (5) один за другим (6) не поблагодарив хозяина за хлеб-соль.

  1) 1, 2, 3, 4, 6

  2) 1, 4, 6

  3) 1, 3, 4, 6

  4) 3, 4, 5, 6

  Ответ

  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

  В создании поэтического образа участвуют (1) буквально (2) все художественные средства, вместе взятые. Но звукопись в таких случаях (3) безусловно (4) удваивает и утраивает художественную выразительность слова.

  1) 1, 2

  2) 3, 4

  3) 1, 2, 3, 4

  4) 1, 3, 4

  Ответ

  1. Укажите предложение, в котором надо поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены).

  1) На другой день ни свет ни заря Лиза проснулась.

  2) В литературных салонах Петербурга образованные аристократы обсуждали литературные новинки и упражнялись в стихотворных импровизациях слушали чтение новых произведений и развлекались.

  3) Образование и тонкий художественный вкус не мешали Фёдору Ивановичу Толстому вести безалаберный и разгульный образ жизни.

  4) Пушкину пришлось пережить волнения первого сватовства и отказ маменьки Натальи Гончаровой.

  Ответ

  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

  Живя у Раевских в Крыму (1) Пушкин увлёкся произведениями Байрона (2) влияние которого на Пушкина впоследствии (3) постепенно угасает (4) и окончательно преодолевается в «Евгении Онегине».

  1) 1, 2

  2) 2

  3) 2, 4

  4) 1, 2, 4

  Ответ

  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

  Современники Пушкина говорили (1) что во время отпевания обширная площадь перед церковью представляла собою сплошной ковёр из человеческих голов (2) и (3) что (4) когда тело поэта выносили из церкви (5) то шествие на минуту запнулось: на пути лежал кто-то большого роста, в рыданиях.

  1) 1, 2, 3, 5

  2) 1, 4, 5

  3) 1, 2, 3, 4, 5

  4) 1, 5

  Ответ

Прочитайте текст и выполните задания 25 — 36.

Сто процентов человеческого

  (1) Ненавижу диктаторов — ничего хорошего человечеству они никогда не приносили. (2) Но как быть с диктатурой гена — этого крохотного властителя нашей жизни?

  (3) Говорят, против судьбы не попрёшь. (4) Люди веками убеждались в могуществе рока, иначе не передавали бы из поколения в поколение грустную пословицу. (5) Современная биология подвела научный фундамент под фольклорный афоризм: учёные утверждают, что наша судьба на три четверти зависит от генов. (6) Проще говоря, что досталось от родителей, то и определит нашу долгую или не очень долгую жизнь.

  (7) Три четверти, что и говорить, очень много. (8) Но это, на наше счастье, вовсе не означает, что всё заранее предопределено и нам остаётся только покорно брести по дороге, проложенной загадочным механизмом наследственности. (9) Да, мы здорово зависим от судьбы. (10) Но не стоит прогибаться под диктатуру гена: двадцать пять процентов свободы, которые оставляет нам наследственность, в нашей судьбе куда важнее, чем неизбежные три четверти.

  (11) Величайший россиянин всех времён был правнуком знаменитого крестника Петра Великого, генерала Ганнибала. (12) От прадеда он унаследовал железное здоровье, немалую физическую силу, могучий характер и редкую работоспособность. (13) Почему он-то не вышел в генералы? (14) Ведь какую карьеру мог бы сделать с его умом и энергией! (15) Видимо, двум ярко одарённым родственникам хватило для поиска жизненного призвания той четверти натуры, которая, в отличие от трёх наследственных четвертей, давала им свободу выбора. (16) Чернокожий воспитанник царя не видел для себя судьбы, кроме престижной военной. (17) А на жизнь Пушкина решающее влияние оказали не гены, а либеральные преподаватели Лицея и вольнолюбивые однокашники, которые азартно состязались в стихотворчестве, поначалу не слишком понимая, чем именно смуглый курчавый мальчишка отличается от Дельвига, Кюхельбекера и Соболевского.

  (18) Куда вела наследственность хилого мальчика Сашеньку? (19) Скромное поместье, безрадостное общение с докторами, карты с соседями, в лучшем случае служение хитроумной государыне по статской части. (20) Но Александр Васильевич сполна использовал возможности четвёртой четверти судьбы, став тем самым Суворовым, величайшим полководцем России за всю её историю.

  (21) Я не учёный, никакой статистики у меня нет, только личные наблюдения. (22) Иногда — любопытные. (23) Например, отчётливо вижу, как с течением времени меняются писательские жёны. (24) Многие из них, живя с талантливыми людьми, сами становятся талантливыми. (25) Вот случай, поразительный по яркости. (26) Девочка познакомилась с известным поэтом, начался роман. (27) Дальше — рядовая советская судьба: поэта сослали, и девочку с ним, поэта посадили, и он безвестно пропал в зоне, а повзрослевшую девочку на долгие годы загнали в лагерный барак. (28) Выжила. (29) Вышла. (30) И написала поразительную книгу воспоминаний, одну из лучших образцов русской прозы ХХ века. (31) Да, Осип Эмильевич Мандельштам был великим поэтом. (32) Но как вышло, что и Надежда Яковлевна Мандельштам стала автором великой книги, не только глубокой, честной и точной, но и почти безукоризненной по стилю?

  (33) Когда поэта погубили, а рукописи изъяли, вдова поняла, что, кроме неё, некому сохранить для русской культуры стихи, заменить которые нечем. (34) А как их сберечь, когда за ней наверняка вот-вот придут (вскоре и пришли)? (35) Где хоть относительно безопасное место для рукописей? (36) Надежда Яковлевна такое место нашла — в собственном мозгу. (37) Стихи мужа она выучила наизусть, и все бесконечные лагерные годы, чтобы ничего не забылось, ежедневно повторяла в уме. (38) Без всяких оговорок, это был подвиг. (39) Но ещё и потрясающая школа работы над словом. (40) Думаю, человек, способный прочесть на память «Медного всадника», «Демона» или «Анну Снегину», просто не сможет писать плохо. (41) А ведь Надежда Яковлевна удерживала в памяти не десять, не двадцать — сотни стихотворений мастера.

  (42) С наукой не спорят — раз умные люди говорят, что наша участь на три четверти предопределена генами, значит, так оно и есть. (43) Но главное в нашей судьбе заключено в четвёртой четверти: призвание, радость освоения мира, азарт познания, дружба, любовь, роскошь человеческого общения, столь ценимая Антуаном де Сент-Экзюпери. (44) Если суммировать, получится примерно вот что: биологическим в нас командуют гены — а человеческое? (45) А человеческое в себе создаём мы сами. (46) На все четыре четверти. (47) На все сто процентов.

(По Л. Жуховицкому)

  1. Какое высказывание соответствует содержанию текста?

  1) Наша судьба заранее предопределена генами, унаследованными от родителей.

  2) Пушкин стал величайшим поэтом, потому что он унаследовал гены генерала Ганнибала — знаменитого крестника Петра Великого.

  3) Судьба каждого человека зависит не столько от биологического фактора — наследственности, сколько от того, как он сам распорядится собственной жизнью.

  4) Надежда Яковлевна Мандельштам выучила стихотворения мужа, чтобы воспитать в себе безукоризненное чутьё к слову.

  Ответ

  1. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

  1) В предложениях 11 — 20 содержатся примеры-аргументы к тезису, изложенному в предложении 10.

  2) Предложения 45 — 47 являются выводом, обобщающим авторские рассуждения.

  3) В предложениях 1 — 6 представлено повествование.

  4) Предложения 26 — 30 содержат объяснения факта, о котором говорится в предложениях 23 — 24.

  Ответ

  1. Из предложений 42 — 44 выпишите контекстные антонимы.

  Ответ

Ответы к заданиям 28 — 30 запишите словами.

  1. Укажите способ образования слова ВЫБОР (предложение 15).

  Ответ

  1. Из предложений 36 — 42 выпишите причастие (-я).

  Ответ

  1. Определите тип подчинительной связи в словосочетании ДАВАЛА ИМ (предложение 15).

  Ответ

Ответы к заданиям 31 — 35 запишите цифрами.

  1. Среди предложений 21 — 27 найдите сложное, в состав которого входит односоставное неопределённо-личное. Напишите номер этого сложного предложения.

  Ответ

  1. Среди предложений 30 — 34 найдите предложение с обособленным дополнением. Напишите номер этого предложения.

  Ответ

  1. Среди предложений 5 — 10 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных частей. Напишите номер этого предложения.

  Ответ

  1. Среди предложений 6 — 10 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи утвердительного слова и личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

  Ответ

  Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 25 — 34.

  В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

  Последовательность цифр запишите в бланк ответов №1 справа от задания 35, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

  Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

  1. «Автор, характеризуя важную роль генов в нашей судьбе, использует троп _________________ (предложение 2). Однако ______________ («величайший россиянин всех времён» в предложении 11) подчеркивает важность поиска жизненного призвания вопреки наследственности. А какой, по мнению публициста, могла быть судьба А.В. Суворова, если бы он покорно подчинился «диктатуре генов»? Такой синтаксический приём, как ____________ (предложения 18 — 19), позволяет читателю понять это.

  Тогда что же поможет нам стать хозяевами собственной судьбы? ______________ (предложение 43) даёт ответ на этот вопрос».

  Список терминов:

  1) перифраз

  2) сравнительный оборот

  3) ряд однородных членов

  4) метафора

  5) вопросно-ответная форма изложения

  6) синонимы

  7) контекстуальные антонимы

  8) градация

  9) лексический повтор

  Ответ

ЧАСТЬ 2

Для ответа на задание этой части используйте бланк ответов №2.

  1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

  Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

  Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

  Информация о тексте

  Объём сочинения  — не менее 150 слов.

  Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

  Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

  Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком

 

 

Оставить свой комментарий

2014-11-14_210335   Дорогою свободной Иди, куда влечет тебя свободный ум, Усовершенствуя плоды любимых дум, Не требуя наград за подвиг благородный. Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд; Всех строже оценить умеешь ты свой труд. А.С.Пушкин
Наверх