Урок русского языка по теме «Закрепление изученного по теме «Союз»

Дата: 30 Октябрь 2016 Рубрика: Такие разные уроки Комментарии: Нет комментариев

Цели:

Обучающие:

повторить и обобщить теоретические сведения о союзе как служебной части речи, его морфологических признаках, роли в предложении;

совершенствовать умения и навыки:

-обнаруживать союзы, правильно писать;

— определять вид сложного предложения,

-различать сложносочиненное и сложноподчиненное предложения и предложение с однородными членами, правильно ставить знаки препинания в них;

— правильно и уместно пользоваться союзными конструкциями в речевой практике, определять роль союза в построении текста.

Развивающие:

развивать навык грамотной устной и письменной связной речи;

-развивать аналитическое мышление, умение систематизировать и обобщать полученные знания с помощью языковых средств;

-развивать общую культуру, кругозор учащихся.

Воспитательные:

на основе литературного материала воспитывать уважение к литературе, любовь к чтению.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Учитель:  Каждый урок – это урок получения знаний, необходимых в жизни. Сегодня вы должны доказать это себе и мне.

В процессе работы на уроке вы должны: повторить и закрепить изученный материал, показать уровень усвоения темы, разобраться в непонятных ранее моментах.

Девизом нашего урока является лозунг: «Знаю, умею, могу!».

А сейчас открыли тетради и записали тему урока.

Эпиграф к нашему уроку «…Союз не что иное суть, как средства, которыми идеи соединяются». М.В. Ломоносов

– Как вы понимаете слова Ломоносова?

  1. Проверка домашнего задания на знание теории.

 Учитель:  Какую часть речи мы называем союзом?

(Союз – это служебная часть речи, которая служит для  связи однородных членов или частей сложного предложения.)

– Чем отличаются служебные части речи  от самостоятельных, знаменательных?

(В отличие от самостоятельных частей речи, служебные не изменяются и не являются членами предложения.)

– На какие группы по значению и употреблению в речи делятся союзы?

(По значению и употреблению в речи союзы делятся на сочинительные и подчинительные.

Сочинительные делятся на соединительные, разделительные, противительные; подчинительные делятся на изъяснительные и обстоятельственные).

– Что соединяют сочинительные союзы? Подчинительные?

(Сочинительные союзы соединяют однородные члены предложения и части сложносочинённого предложения, а подчинительные – части сложноподчинённого)

3.Закрепление практических навыков. Выписать союзы и определите их тип. Образец: 1- и-С

1) По горизонту весь день слоями лежит прозрачная мгла, и в ней пропадают очертания низких берегов.

2) Вечерняя заря начинается, когда солнце уже заходит за край земли.

3) Река сверкала то голубым, то зеленым светом.

4) Накануне выглянуло солнце, но дороги еще не совсем просохли.

5) Сразу за шатким деревянным мостиком начинался подъем в гору, с которой было видно всю окрестность.

6) Слуга вышел и объявил, что лошади готовы.

  1. 4.Словарная работа(запись слов на доске).

Однако же; не только, но и; оттого что, потому что; вследствие того что; в силу того что; благодаря тому что; для того чтобы; с тем чтобы; как будто, лишь только; если бы.

  1. Составление предложений с записанными словами по вариантам.
  2. Коллективная работа с классом на закрепление материала.

А) Записать предложения. Найти союзы, указать их разряд.

  1. Наташа улыбалась нечасто, но её улыбка всегда поражала. 2. В деревню мы собирались затем, чтобы отдохнуть, собрать ягод  и грибов, позагорать и покупаться. 3. Лошадь не могла сдвинуть воз, потому что заднее колесо соскочило. 4. Нет ничего в мире, что бы могло прикрыть Днепр. 5. Я склонился к реке, но  там тоже колыхались и дрожали звёзды.

(Параллельная Индивидуальная работа)

Один учащийся у доски с карточкой №1:

– Выполните полный синтаксический разбор предложения

Куры раскудахтались по всем соседским дворам, а черный кот промчался через сад и прыгнул на березу. (К.Г.Паустовский).

 Какие союзы встретились в предложении? Какую роль они играют в тексте?

Второй учащийся у доски  с карточкой №2

– Раскройте скобки, укажите разряды союзов, их роль в предложении.

  1. Поднимается солнце, и разогревается воздух;  капли на телеграфной проволоке начинают сливаться одна с другой и редеть. Наверное, то(же) делается и на деревьях: там то(же) сливаются капли. 2. Все те(же) берега, поля и холмы, то(же) прекрасное небо. 3. Учиться и жить есть одно и то(же).

Б) 1) Самостоятельно работа. Графический диктант с последующей проверкой.

Учащиеся составляют только схемы предложений (схемы для проверки на доске).

1.Когда мы вернулись в деревню, уже все спали.

2.Веет теплый ветер, и легкий пар клубится у реки.

3.Все время доносился отдаленный рокот, а земля под ногами вздрагивала.

4.Наталья Саввишна никак не могла понять, что Карл Иванович уехал.

5.Ребята поднялись на холм, где находился их лагерь.

В). Конструирование предложений по указанным схемам. Рассмотрите схемы, составьте по ним предложения и объясните, какой союз употреблен в каждом из предложений, и, главное, что он соединяет

  1. [ ], а [ ]
  2. [ ], (потому что)
  3. [ = и = ]

Задание выполняется в рабочих в тетрадях. Дети читают свои предложения и объясняют, какой союз употреблен и что он соединяет. Учитель выборочно оценивает ответы.

Г).  Творческая работа.

Трижды используя данное предложение, составьте сложносочиненное (ССП), сложноподчиненное (СПП) предложение и предложение с однородными членами. Неожиданно набежала туча…

Примерный вариант. Неожиданно набежала туча, и вскоре пошел сильный дождь. Когда неожиданно набежала туча, мы отправились по домам. Неожиданно набежала туча и закрыла все небо.

Дети читают свои предложения, объясняют. Учитель выборочно оценивает ответы.

Д) Нахождение  и исправление  ошибки в употреблении союзов. 

Заря чиста, а утро будет ясно. Я решил вернуться на тропинку, так как не заблудиться.

Слово учителя. Союз – древнее название части речи. Это количественно небольшая группа служебных слов, по частоте употребления она занимает седьмое место. И главенствует в ней союз И. Кстати, очень любил этот союз А. С. Пушкин. Свидетельство тому – строки из его произведений. Обратите внимание, как часто использует А.С. Пушкин союз И.  А теперь, ребята, внимание! Перед вами строки из известного вам произведения А.С. Пушкина.

Пирует Петр. И горд, и ясен.
И славы полон взор его,
И царский пир его прекрасен.

– Из какого произведения эти строки? (Поэма А.С. Пушкина «Полтава»)

– Можно ли назвать этот небольшой отрывок текстом? (Да, потому что предложения связаны по смыслу и грамматически.)

– А с помощью какой части речи осуществляется грамматическая  связь предложений в тексте? (С помощью союза и.)

– Значит, какой можно сделать вывод о роли союза в тексте?

(Союз является средством художественной изобразительности и средством связи отдельных предложений в тексте).

– Верно, ребята! Союз является не только средством связи однородных членов и простых предложений в составе сложного, но и средством художественной изобразительности и средством связи отдельных предложений в тексте

Учитель: Итак, мы вспомнили, какая часть речи называется союзом, установили его роль в предложении и тексте. А теперь вспомните и назовите морфологические признаки союза. (По значению  союзы делятся на сочинительные и подчинительные, по строению на простые и составные)

  1. Итог урока

Учитель: Какая была тема урока? Какие цели мы преследовали по ходу всего урока? Какие виды работы мы выполнили? Как вы считаете, мы достигли цели урока? Как вы оцениваете свою работу на уроке?

  1. Рефлексия.Продолжите высказывания по уроку:
  • сегодня  я почувствовал, что…
  • я выполнял задания…
  • у меня получилось …
  • я понял, что теперь могу…
  • я научился…
  • я попробую…
  • меня удивило…
  • урок дал мне для жизни…
  • мне захотелось…
  1. Домашнее задание

Чтоб упрочить ваши знания, даю домашнее задание: упр.356 в вашем учебнике.

Учитель: Спасибо за работу на уроке.

 

 

Оставить свой комментарий

2014-11-14_210335   Дорогою свободной Иди, куда влечет тебя свободный ум, Усовершенствуя плоды любимых дум, Не требуя наград за подвиг благородный. Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд; Всех строже оценить умеешь ты свой труд. А.С.Пушкин
Наверх