Урок русского языка в 5 классе:  «Восклицательные предложения»

Дата: 29 Ноябрь 2020 Рубрика: Такие разные уроки Комментарии: Нет комментариев

Цели урока:

1)        Обучающие:   дать понятие о восклицательном предложении; об употреблении восклицательного знака; развивать умения распознавать предложения по интонации и правильно их читать.

2)        Развивающие: развитие внимания, устной и письменной речи, орфографической и пунктуационной зоркости; развитие навыков работы в парах.

3)Воспитательные: воспитание любви к родному языку через литературу, привитие интереса к русскому языку.

Методы: словесный, наглядный, практический, репродуктивный, частично-поисковый.

Формы организации учебной деятельности учащихся: групповая, парная, самостоятельная, индивидуальная.

Оборудование: записи на доске, индивидуальные карточки,учебник

Ход урока:

1.Оргмомент.

— Здравствуйте. Садитесь.

  1. Обобщение ранее изученного. Актуализация знаний.

1). Проверка домашнего задания.

1) работа по вопросам:

— Продолжите фразу: предложение – это…

— Грамматическая основа – это……

— По составу грамматической основы предложения бывают ……………

— По цели высказывания предложения бывают …………, ………… и ………….

  1. Постановка учебной цели.

—        Ребята, теперь посмотрите, пожалуйста, на экран. Как вы думаете, что означает этот знак? Мы можем  увидеть его на лавочке в парке или на стене в помещении, о чем он нам сообщает?

(Здесь покрашено! Будь сторожен!)

— Молодцы! А какие это предложения по цели высказывания?

(Первое предложение повествовательное. Оно сообщает о том, что здесь покрашено. Второе побудительное. Оно выражает совет.)

— Хорошо, исходя из этих предложений, вы можете назвать тему нашего урока?

(Восклицательные предложения.)

— Какова цель нашего урока?

(Выяснить роль восклицательных предложений в речи)

— Молодцы. Запишите число и тему урока.

  1. Усвоение новых знаний. Работа по теме урока

— Теперь обратимся к учебнику на странице 60. Охарактеризуйте предложения по цели высказывания и интонации в первом столбике. В чем особенность предложений записанных справа?

Мы были в лесу.                                                                 Мы были в лесу!

Кто взял книгу?                                                                  Кто взял книгу?!

Прочитай книгу.                                                                 Прочитай книгу!

(Слева предложения по интонации невоскл., справа те же предложения по цели высказывания– воскл.)

— Как мы должны читать предложения справа?

— Запишем предложения справа в свои тетради.

—  Какой мы можем сделать вывод? Могут ли быть восклицательными любые предложения по цели высказывания?

( Восклицательными могут быть любые предложения по цели высказывания. Они могут выражать чувства и в то же время сообщать о чем-либо, спрашивать или побуждать к действию.)

— Давайте запишем этот вывод.

Графический диктант.

— А теперь, чтобы закрепить полученные знания, мы с вами запишем графический диктант.  Я буду читать предложения, а вы записываете лишь знак препинания соответствующий концу предложения. Готовы?

Осень.  Красивые наши рощи осенью! Приходилось ли тебе бывать там на рассвете? Слышал ли ты хрустальный звон прохладного осеннего утра?

Многие люди ходят в рощи дышать свежим воздухом. Попробуй и ты!

 

Взаимопроверка

— Давайте проверим, друг друга, верно ли вы отвечали. Поменяйтесь тетрадями.

Физминутка.

7.Закрепление материала.

  1. Тренировочные упражнения (распечатаны для каждого ученика).

а) Прочитайте текст, вставляя пропущенные буквы и ставя знаки препинания.

Знаете ли вы украинскую ночь О, вы (не) знаете украинской ночи. Всм..тритесь в нее. С середины неба гл..дит месяц. Необ.ятный небесный свод раздвинулся еще необ.ятнее. Горит и дыш..т он Земля вся в серебристом свете.

б)Запишите предложения, распределяя их в два столбика:

побудительные и повествовательные.

Перестань сейчас же! От твоей музыки уши болят! Уходи отсюда со своей противной трубой! Я протестую! Нет такого правила, чтобы по два раза в день умываться!

(Н. Носов)

  1. Самостоятельная проверочная работа.

 

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Над предложениями укажите их вид по цели высказывания и интонации. Предложение, в котором выражена главная мысль этого текста, подчеркните.

Хорошо в лесу ранней весной. В полдень идеш.. по тр..пинке между заз.леневших деревьев. Но что это  Лес огл..шается птич..им гомоном. Это п..рнатые сп..шат устроить свои ж. .лища.

Берегите птиц  Не разоряйте леса и гнезда.

  1. Итог урока.

— Над какой темой работали на уроке? Каких предложений в нашей речи больше: восклицательных  или невосклицательных? Почему? Как вы считаете, чего мы достигли сегодня на уроке?

9.Домашнее задание:  написать мини-сочинение по видеоролику (5-8 предложений. Определите их вид по цели высказывания.), на тему «Читать — это модно!».

 

  1. Прочитайте текст, вставляя пропущенные буквы и ставя знаки препинания.

Знаете ли вы украинскую ночь  О, вы (не) знаете украинской ночи. Всм..тритесь в нее. С середины неба гл..дит месяц.  Необ..ятный небесный свод раздвинулся и стал  еще необ.ятнее.  Горит и дыш..т он  Земля вся в серебристом свете.

  1. Запишите предложения, распределяя их в два столбика:

побудительные и повествовательные.

Перестань сейчас же! От твоей музыки уши болят! Уходи отсюда со своей противной трубой! Я протестую! Нет такого правила, чтобы по два раза в день умываться!

(Н. Носов)

  1. Самостоятельная проверочная работа.

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Над предложениями укажите их вид по цели высказывания и интонации. Предложение, в котором выражена главная мысль этого текста, подчеркните.

Хорошо в лесу ранней весной. В полдень идеш.. по тр..пинке между заз.леневших деревьев. Но что это  Лес огл..шается птич..им гомоном. Это п..рнатые сп..шат устроить свои ж. .лища.

Берегите птиц  Не разоряйте леса и гнезда.

 

Оставить свой комментарий

2014-11-14_210335   Дорогою свободной Иди, куда влечет тебя свободный ум, Усовершенствуя плоды любимых дум, Не требуя наград за подвиг благородный. Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд; Всех строже оценить умеешь ты свой труд. А.С.Пушкин
Наверх