Урок русского языка в 6 классе по теме «Отрицательные местоимения»
Цели урока:
- дать понятие отрицательных местоимений, выделить их лексико-грамматические признаки;
- формировать умение слитного и раздельного написания НЕ и НИ в отрицательных местоимениях;
- развивать мышление путём сопоставления различных написаний; воспитывать любовь к слову.
Оборудование урока: карточки с индивидуальными заданиями, учебник.
Ход урока
- Индивидуальная работа.
1) Индивидуальная работа у доски (выполняет один учащийся).
— Объясните написание орфограммы:
(Не) плохая погода, (не) сомненный успех, (не)продолжительный дождь, (не) спокойный, а тревожный взгляд, (не) был дома, (не) честный поступок, ему (не) здоровилось, (не)глубокий, но рыбный пруд, (не) дорогая, но красивая вещь, ничуть(не) интересная книга, вовсе (не) лёгкая ноша, (не)уклюжий медвежонок.
- Синтаксическая пятиминутка.
— Постройте схемы предложений (ЗП не расставлены):
В конце весны выпадали совсем жаркие дни какие бывают только летом.
Сколько времени прошло я не знаю.
— Чем первое предложение отличается от второго?
— С помощью чего придаточные предложения присоединяются к главным?
— Перестройте предложения так, чтобы относительные местоимения стали вопросительными.
- Повторение изученного о местоимении.
1) — Какую часть речи мы называем местоимением? Какую роль она выполняет?
– Какие разряды местоимений вы знаете?
- Объяснение нового материала.
1) Лингвистический эксперимент.
— Сравните два предложения, ответьте на вопросы.
- В некотором царстве, в некотором государстве жил некто.
- Ни в каком царстве, ни в каком государстве никто не жил.
— В каком из этих предложений наличие жильца утверждается, а в каком отрицается?
— Во втором предложении найдите местоимение, отрицающее наличие жильца.
— Дайте определение отрицательных местоимений.
2) Запись темы урока в тетради. Определение основных целей урока.
3) Склонение отрицательных местоимений.
— Просклоняйте отрицательные местоимения НИКТО, НИЧТО, обратите внимание на написание НИ в предложном падеже.
Вывод: отрицательные местоимения склоняются так же, как и вопросительные.
4) Образование отрицательных местоимений .Работа с таблицей учебника.
Вывод: Отрицательные местоимения, как и относительные и неопределенные, образуются от вопросительных.
- Тренировочные упражнения.
1) Выборочный диктант.
— Из предложений выпишите словосочетания с отрицательными местоимениями в два столбика, графически обозначьте приставку и частицу НИ.
Цель: формирование умения видеть отрицательные местоимения в предложении, уметь правильно писать отрицательные местоимения.
- Пустые речи и слушать нечего.
- Худо тому, кто не делает добра никому.
- Упрямого ничем не убедишь.
- Не презирай совета ничьего, а прежде выслушай его.
- Худого человека ничем не уважишь.
- Кому работа служит, тот ни о чём не тужит.
- Кто ни в чём не виноват, того и обвинять не в чем.
Вывод: отрицательные местоимения пишутся в одно слово (без предлога) и в три слова (с предлогом).
2) Подведение промежуточных итогов. Блиц-опрос.
— Какие местоимения называются отрицательными?
— От каких местоимений образуются отрицательные местоимения?
— С помощью каких приставок образуются отрицательные местоимения?
— В каком случае в отрицательных местоимениях пишется приставка НЕ — ?
— В каком случае местоимения с НЕ и НИ пишутся раздельно?
3) Работа с текстом.
— Прочитайте стихотворение И. Михайловой “Про Ничего”, ответьте на вопросы.
Про Ничего.
Жило-было Ничего,
Не умело ничего,
Не хотело ничего.
Взад-вперёд оно ходило
И ни с кем не говорило,
Никого не замечало.
Лучше всех себя считало.
А про это Ничего
И сказать-то НЕ-ЧЕ-ГО!
(И. Михайлова)
- Каков смысл шуточного стихотворения И.Михайловой?
- Местоимения какого разряда играют в нём ключевую роль?
- Найдите формы одного и того же местоимения.
- Какие орфограммы отрицательных местоимений можно повторить на материале стихотворения?
- Какова синтаксическая роль Ничего в 1 предложении?
- Какая приставка используется в отрицательных местоимениях при отрицательных сказуемых?
4) Творческий диктант.
— Подберите к данным глаголам отрицательные местоимения, графически обозначьте орфограмму.
Не спрашивал ( ), не сомневался ( ), не создавал ( ),не советовал ( ), не догадался ( ), рассчитывать ( ),торопить ( ), не радовался ( ), встречаться было ( ),слушать было ( ), разговаривать было ( ).
5) Орфографическая работа.
Петя решил до самого города (не, ни) (за) что (не)покидать своего поста. Весь вид отца говорил: (не,ни) чего (не) произошло, (не, ни) (о) чём (не) надо спрашивать, а надо сидеть на своём месте как (не,ни) (в) чём (не) бывало и ехать. (Не, ни) (о) каком знакомстве (не, ни) чего было и думать. (Не, ни) кто ему на это (не, ни) чего (не) ответил. В поисках слов нельзя (пре, при) небрегать (не, ни) чем. Я (не) буду спорить (не, ни) (с) кем из вас.
Итоги урока.
Что узнали?
Чему научились на уроке?
Домашнее задание: п.128,129, упр. 777,783( по выбору).
Навигация
Предыдущая статья: ← Аннотация к рабочей программе «Русский язык» 10-11 классы
Следующая статья: Конспект урока «Стихотворение А.С. Пушкина «Няне»». →
В этой же рубрике:
- Аннотация к рабочей программе «Русский язык» 10-11 классы
- Тема урока: "Слитное написание союзов также, тоже, чтобы"
- Урок русского языка в 9 классе на тему: «Язык как развивающееся явление»
- Урок литературы "Я тоже была, прохожий! Прохожий, остановись!" 11 класс
- Урок русского языка в 9 классе на тему: «Прямая речь»