Урок русского языка в 9 классе на тему: «Прямая речь»
Цель: обобщение изученного материала по теме, подготовка к итоговой проверочной работе, развитие логического мышления.
Оборудование: карточки для индивидуальной работы и работы в парах.
Ход урока
Цифровой диктант. Задание: распредели в три колонки номера предложений.
1) Вы скажете, что нравственность от этого проигрывает.
2) Будет и того, что болезнь указана, а как лечить её – это уж бог знает!
3) «Завтра будет славная погода!» — сказал я.
4) А поболтать было о чём: кругом народ дикий, любопытный, каждый день опасность, случаи бывают разные…
5) «Как же у них празднуют свадьбу?» — спросил я у штабс-капитана.
6) Говорили про него, что он любит таскаться за Кубань с абреками.
7) «Будет потеха!» — подумал я, кинулся в конюшню, взнуздал лошадей наших и вывел их на задний двор.
8) Только он мне отвечал, что дикая черкешенка должна быть счастлива, имея такого милого мужа, как он…
9) Однако же после некоторого молчания я ему сказал, что если отец станет её требовать, то надо будет отдать.
10) А ведь вышло, что я был прав: подарки подействовали только вполовину.
11) Он взял её руку и стал её уговаривать, чтоб она его поцеловала.
12) «Нехорошо, — подумал я. – Верно, чёрная кошка между ними
роскочила».
13) Вечером я имел с ним длинное объяснение; мне было досадно, что он переменился к этой бедной девочке…
(Проверка по опорной карточке)
Предложения с прямой речью | Предложения с косвенной речью | Другие предложения |
3, 5, 7, 12. | 1, 6, 8, 9, 11. | 2, 4, 10, 13. |
III. Индивидуальная работа по карточкам.
1. Найди предложение, соответствующее схеме « П, — а, — П».
а) Я старик и меня любят здесь промолвил он наконец вполголоса разговаривая сам с собой они не посмеют.
б) Бог знает что он теперь со мной сделает думал юноша.
в) Когда я увидел этого приезжего я сказал себе может быть этот парижанин вправду либерал но что он может сделать дурного нашим беднякам или узникам?
2. Найди предложение, соответствующее схеме « П, — а. – П».
а) Вне себя от ярости этот человек поднял страшный крик Вишь как оно всё повернулось! И подумать только что вот уже лет 20 с лишним мирового судью все считали честным человеком!
б) Нет лучше отказаться от всего этого говорил он себе чем допустить чтобы они посадили меня за один стол с прислугой.
в) Нет моя жена действительно умница говорил себе на другой день в шесть часов утра мэр хоть я и сам поднял этот разговор чтобы сохранить своё превосходство.
3.Найди предложение, соответствующее схеме «П? – а. – П».
а) Ага попался теперь я вижу его насквозь заключил он про себя.
б) Неужели я такой трус сказал он себе к орудию.
в) Отныне внушал себе самому Жюльен я буду полагаться только на те черты моего характера которые я уж испытал на деле.
4. Найди предложение, соответствующее схеме «П! – а. – П».
а) Он беспрестанно восклицал про себя Какие чудовища Ну и болваны.
б) Какое восхваление честности мысленно восклицал он. Можно подумать что это единственная добродетель в мире.
в) Что со мной делается спрашивал он себя Я чувствую что мог бы сто раз жизнь отдать за этого добрейшего старика а ведь как раз он-то мне и доказал что я дурак.
IV. Работа в парах. Перед вами прямая речь и слова автора. Найдите пару для каждой части. Запишите, расставьте знаки препинания.
1. Прочти мне стихи друг мой
2. Александр хлопал и кричал 3. Судьба твоя устроена 4. Что называете вы поэзией? 5. Он сказал без всякой аффектации фразу которую недавно слышал но не вполне понимал 6. Шпаг у них не было но Монфор пришёл в такой азарт что крикнул Александру |
1. Вы убиты!
2. В глупости его есть нечто высокое. 3. спросил я. 4. сказал он Александру. 5. попросил он. 6. Браво! |
-
Оформи данное высказывание как цитату, использовав все способы цитирования(одно из высказываний на выбор).
1. Сильные жизненные потрясения исцеляют от мелких страхов.( О. Бальзак)
2. Нет ничего страшнее самого страха.
( Ф. Бэкон)
3. Стыд и честь – как платье: чем больше потрёпаны, тем беспечнее к ним относишься. ( Апулей)
VI. Найди речевые и пунктуационные ошибки и исправь их, запиши в исправленном виде.1. Уж сколько раз твердили миру: «Что лесть гнусна, вредна…»
2. Лисицу спрашивал Сурок, что куда так, кумушка, бежишь ты без оглядки.
3. Осёл увидел Соловья и говорит ему, что ты, дружище, сказывают, петь великий мастерице.
VII. Итоги урока. Оценки. Домашнее задание.
Навигация
Предыдущая статья: ← О.Э. Мандельштам. Время. Жизнь. Судьба. Творчество
Следующая статья: Урок литературы «Я тоже была, прохожий! Прохожий, остановись!» 11 класс →