Урок «Тема Родины в лирике Ахматовой» 11 класс
Цели:
- Расширить и углубить знания учащихся о жизни и творчестве А.Ахматовой, вызвать интерес к слову художественного произведения; помочь учащимся понять всю сложность переживаний поэта, связанных с темой родины; определить гражданскую позицию лирической героини Ахматовой
- Повторить литературоведческие понятия, их роль в поэтическом тексте, формировать навыки анализа лирического стихотворения, навыки выразительного чтения
Эпиграфы к уроку:
“Не с теми я, кто бросил землю
на растерзание врагам”.
“Я счастлива, что жила в эти годы и видела
события, которым не было равных.”
А. Ахматова.
Ход урока.
Вступительное слово учителя.
Поэзия Анны Ахматовой — это уникальное явление в русской литературе начала ХХ века. Анна Ахматова, родившаяся по ее словам \»…в один год с Чарли Чаплином, \»Крейцеровой сонатой\» Толстого, Эйфелевой башней\», гордилась тем, что застала конец столетия, в котором жил и творил величайший гений всей русской литературы А. С. Пушкин. Вся ее жизнь была неразрывно связана с творчеством: будь то горе или радость, — все это находило свое отражение в стихах. Свои лишения и трагедии она связывала с трагедией всего народа в целом. Тяжелейшие общественные потрясения: мировые войны, февральская революция в России 1917 года, гражданская война, тяжелейшие 30-е годы — все это затронуло и ее, ее семью; навсегда впечаталось в историю русской поэзии ее стихами.
Беседа. Я предлагаю в начале урока вспомнить о начале творческой биографии А. Ахматовой
В. Вспомните, к какому литературному течению принадлежала А. Ахматова? В чем его суть?
О. А. А. Ахматова была акмеисткой. Это литературное течение генетически связано с символизмом, но противостояло его крайностям. Акмеисты пытались заново открыть ценность человеческой жизни, ценность простого предметного мира, первоначал ценность слова. Они выработали тонкие способы передачи внутреннего лирического мира героя – через психологически значимый жест, движение деталь. Манера «материализации переживаний» была характерна для творчества А. Ахматовой.
В. Как называются первые сборники Ахматовой?
О. «Вечер» 1912 г. и «Чётки» 1914 г.
В. Каковы темы её раннего творчества?
О. Главная тема раннего творчества – любовь. Чувство это про является драматически, но оно земное, лишённое мистики и тайны.
Учитель. С самых первых стихов вошла в поэзию Ахматовой еще одна любовь – любовь к родной земле, к Родине, к России, которой Ахматова никогда не изменяла. Книги « Белая стая»(1917), «Подорожник» (1921) упрочили за Ахматовой славу одного из первых поэтов России. В раннем сборнике “Белая стая” есть стихотворение “Молитва” (за которое М Цветаева ругала Ахматову, считая “что все, что написано в стихах, сбывается).
Выразительное чтение стихотворения « Молитва».
Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар,
Отыми и ребенка, и друга,
И таинственный песенный дар —
Так молюсь за Твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в славе лучей.
Учитель. Это молитва за Россию, готовность на любые жертвы ради того, «чтобы туча над тёмной Россией стала облаком в славе лучей».
Кровная связь с Россией ощущалась особенно резко в самые тяжёлые времена. Трагическая судьба России пережита Ахматовой вместе с ней, она разделила участь своей родины.
Пошёл 1917 год. Царь отрёкся от престола, а в октябре власть перешла в руки большевиков. Была объявлена диктатура пролетариата. Интеллигенция стала покидать Россию.
А.Ахматова понимала, что на народ нашло какое-то безумие, подогретое большевиками, ведь расправа с теми , кто составлял цвет нации, ни к чему хорошему привести не может. Она решила остаться на родине, чтобы помочь народу понять, что он натворил, и исправить то, что было сделано политическими безумцами.
Выразительное чтение стихотворения « Мне голос был. Он звал утешно…»
Мне голос был…
Он звал утешно…
Он говорил:
«Иди сюда…
Оставь свой край, глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну чёрный стыд,
Я новым именем покрою боль поражений и обид».
Но равнодушно
и спокойно
Руками я
замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной не осквернился скорбный дух…
Аналитическая беседа:
В. Как характеризуется в стихотворении революционная Россия?
О. Это «край глухой и грешный», окровавленный и покрытый «чёрным стыдом», «болью поражений и обид».
В. Какова нравственная позиция автора?
О. Она готова к худшему, ведь остаться- значит непременно принять и поражения, и обиды, и кровь, и стыд, и скорбь. Но по-другому поступить невозможно, поэтому «равнодушно и спокойно» отстраняется от речи недостойной.
В. Какими худ. средствами создаётся тональность стихотворения?
О. В 1 части стиха стиль библейский, пророческий, размеренный. Он создаётся торжественным ритмом, глаголами повелительного наклонения, анафорой — единоначалие строк, синтаксическим параллелизмом. Всё это диктует волю «голоса». А 2 часть — последнее четверостишие- передаёт одно движение, спокойное и гордое, нет возмущения- недостойно слушать подобные речи.
Учитель. Уже в первые послереволюционные годы имя Ахматовой замалчивалось. В 20-е г. её не печатают, она и сама не желает печататься. Ахматова молчит, потому что не согласна с советской властью. Она с болью в сердце видела, как расхищается богатство, созданное народом, как уничтожаются произведения искусства, как предают друзья, а близкие люди становятся по разные стороны баррикад, идут друг на друга с оружием в руках.
Выразительное чтение стихотворения « Всё расхищено, предано, продано…»
Беседа.
В. Как рисуется образ родины, каково настроение этого произведения?
О. Картина разрушения, «чёрной смерти», «голодной тоски» в первых 3 строчках противопоставлена остальному стихотворению, его светлой интонации, настроению надежды, которое создаётся высокой лексикой и риторическим вопросом.
В. От какого лица идёт речь?
О. Ахматова заявляет о себе не как «я», а как «мы», выступая от имени своего поколения.
Учитель. Поэтесса верит, что безумство кончится. Ведь не может народ, живущий в прекрасной России и создавший прекрасные творения, не понять, что так жить нельзя.
Но в 1921 г. по обвинению в контрреволюционном заговоре арестован и вскоре расстрелян Н.Гумилёв.
Выразительное чтение стихотворения «Не бывать тебе в живых…»
Не бывать тебе в живых,
Со снегу не встать.
Двадцать восемь штыковых,
Огнестрельных пять.
Горькую обновушку
Другу шила я.
Любит, любит кровушку
Русская земля.
В 30-е годы волна сталинских репрессий накрыла и Ахматову. Был арестован её единственный сын Лев Гумилёв. Вскоре освобождённый, он вновь был арестован. Во время войны воевал на фронте до победного конца, а в 1949 году его посадили в 3 раз, и лишь в мае 1954 года он оказался на свободе.
Но для Ахматовой слова «родина» и «власть» никогда не были синонимами. Для неё не было выбора- уехать из России или остаться. Она считает бегство предательством.
Выразительное чтение стихотворения « Не с теми я , кто бросил землю…»
Аналитическая беседа:
В. В каком стиле написано стихотворение ?
О. В высоком стиле.
В. Какие противопоставления мы видим в нём?
О. Не только уехавшие и оставшиеся, но и «бросившие землю» и «изгнанники».
В. Каково отношение автора к тем и другим?
О. К первым сочувствия нет. « Но вечно жалок мне изгнанник…»: имеются в виду литераторы и философы, высланные из России в 1922г. в качестве враждебного элемента.
В. Однако судьба оставшихся не лучше. Почему?
О. Мученическая жизнь.
В. Какова идея стихотворения?
О. Протест против высылки цвета русской интеллигенции. Но главное — приятие собственного жребия: исторически « оправдан будет каждый час» мученической жизни.
Учитель. Два десятилетия спустя Ахматова восприняла В.О. войну как искупление народом греха революции и безбожия, обернувшегося неисчислимыми жертвами.
Во время войны Ахматова оставалась в блокадном Ленинграде. На всю страну зазвучала её «Клятва».
И та , что сегодня прощается с милым,-
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянёмся, клянёмся могилам,
Что нас покориться никто не заставит!
Ахматова видит своё предназначение в том, чтобы стать голосом мужества и скорби, разделить судьбу своей страны.
Выразительное чтение стихотворения « Мужество».
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.
В. С чем отождествляется родина в стихотворении?
О. С русской речью, с родным словом, с самым дорогим, за что стоит бороться, что нужно отстаивать.
В 1946 г. была открыта кампания против Ахматовой, настоящая травля: в выступлении Жданова её поэзия объявлялась чуждой народу, враждебной ему. Она была исключена из Союза писателей, лишена средств к существованию, оказалась изгоем в собственной стране. Тираж сборника стихов был уничтожен. Ахматовой не смогли простить ни происхождения, ни независимости, ни таланта.
И опять замолчала Анна Ахматова на долгие 15 лет, зарабатывая себе на жизнь переводами.
Слава нашла её в 1964 году: в Италии ей была присуждена лит. премия, а в 1965 г.она была удостоена звания почётного доктора Оксфордского университета.
Совсем не просты были отношения Ахматовой с родиной. Здесь она испытала страдания и муки, разделила боль с народом. Но точкой опоры для неё всегда оставалась родная земля.
Стихотворение «Родная земля».
В заветных ладанках не носим на груди,
О ней стихи навзрыд не сочиняем,
Наш горький сон она не бередит,
Не кажется обетованным раем.
Не делаем ее в душе своей
Предметом купли и продажи,
Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,
О ней не вспоминаем даже.
Да, для нас это грязь на калошах,
Да, для нас это хруст на зубах.
И мы мелем, и месим, и крошим
Тот ни в чем не замешанный прах.
Но ложимся в нее и становимся ею,
Оттого и зовем так свободно — своею.
Анна Ахматова умерла в Москве летом 1966 года. Поэтесса похоронена в г. Комарово под Санкт-Петербургом, как и хотелось этой великой женщине с трудной судьбой.
Выводы:
В. Как трактуется тема Родины в поэзии А. Ахматовой?
О. Родина в поэзии А. Ахматовой — понятие священное, часто вызывающее библейские ассоциации. В годы Первой мировой войны тема Родины трактуется поэтом в антивоенном, пацифистском плане. А. Ахматова в стихах готова на любые жертвы ради того, «чтобы туча над темной Россией / стала облаком в славе лучей». В предреволюционные годы и после революции, когда многие деятели культуры эмигрировали, А. Ахматова не оставила Родину.
В. Как относилась А. Ахматова к возможности покинуть родину (по стихам)?
О. А. Ахматова выразила свое отношение к эмиграции в стихах «Мне голос был, он звал утешно», «Не с теми я, кто бросил землю». Она отметает возможность покинуть Родину в тяжелый час как недостойный шаг. Покинувшие страну вызывают жалость: «Темна твоя дорога, странник, /Полынью пахнет хлеб чужой». Она горда тем, что «ни единого удара не отклонили от себя», чем и будет «оправдан каждый час».
Учитель. Жить в нашей стране всегда было не просто. Судьба Ахматовой — это две мировые войны, революция и гражданская война, годы сталинских репрессий и хрущевская оттепель. Но и сегодняшнее молодое поколение — это тоже не простая эпоха. Это и чеченская война, терроризм, растерянность молодого поколения и, как следствие, алкоголизм и наркомания. Ахматова — патриот, она выстояла. А как не сломиться сегодняшним молодым?
Домашнее задание:
Написать сочинение-миниатюру на тему: «В чем созвучие патриотизма Ахматовой и патриотизма нынешнего поколения?».
Прочитать поэму «Реквием».
Навигация
Предыдущая статья: ← Словарный диктант № 1
Следующая статья: Урок-семинар на тему: «Любовная лирика А.А.Ахматовой» →