Внеклассное мероприятие ко дню рождения А. А.Фета Весь мир от красоты

Дата: 2 Февраль 2021 Рубрика: Внеклассная работа Комментарии: Нет комментариев

Литературно-музыкальная композиция «Целый мир от красоты…»

(Звучит музыка, за кулисами читается Сонет)

«СОНЕТ К ФОРМЕ»

Есть тонкие властительные связи
Меж контуром и запахом цветка
Так бриллиант невидим нам, пока
Под гранями не оживет в алмазе.

Так образы изменчивых фантазий,
Бегущие, как в небе облака,
Окаменев, живут потом века
В отточенной и завершенной фразе.

И я хочу, чтоб все мои мечты,
Дошедшие до слова и до света,
Нашли себе желанные черты.

Пускай мой друг, разрезав том поэта,
Упьется в нем и стройностью сонета,
И буквами спокойной красоты!

Яковлевич Брюсов

Целый мир от красоты. Кто создал красоту? Как? Не красивость – а именно красоту. Современное искусство озабочено, прежде всего, поисками красивости, торжественности: броские костюмы, потрясающие эффекты, пафосные речи. А подлинная красота, как и подлинная культура сложнее, серьезнее.

Она зачастую трудна для осмысления, она трагична и всегда непредсказуема. Так давайте же сегодня на миг прикоснемся  к этой подлинной красоте и         окунемся  в удивительный мир лирических откровений одного из лучших поэтов второй половины  19 века Афанасия Афанасьевича Фета.

«Смело можно сказать, что ни в одном другом авторе, после Пушкина, — писал Некрасов, — человек, любящий и  понимающий поэзию, охотно открывающий душу свою ее ощущениям, не почерпнет столько поэтического наслаждения, сколько доставит ему Фет».

И сегодня, слушая стихи, лирические россыпи его романсов, мы испытываем блаженство и восторг.

«Вечер…»

В свое время современники Фета отмечали, причем единодушно, что и наружностью, и разговорами он мало походил на поэта. За глаза в салонах его называли «толстым крепостником», человеком черствым, сухим, жестким, и для всех для них, людей того поколения, и для нас остается загадкой, как  этот человек мог писать такие нежные, красивые , человеческие стихи.

« О первый ландыш…»

Идут годы, проходят десятилетия, а фетовские розы, тюльпаны, кусты сирени и яблони так же свежи, как в тот день, когда они расцвели в поэзии Фета.

« В дымке- невидимке  выплыл месяц вещний…..»

П.И. Чайковский, часто обращавшийся к фетовской лирике  так объяснял ее неизменную притягательность для композиторов: «Это не просто поэт, скорее поэт – музыкант.. Ему дана власть затрагивать… струны нашей души. Фета называют «шепотом русской поэзии». Его стихи похожи на песни, а песня всегда идет от чистого сердца, от  души. В стихотворениях поэта нет никаких бытовых подробностей, Фет не высказывает в них гражданской позиции. Природа, любовь и песня – это фетовская вселенная красоты.

«Знаю я , что ты, малютка,..» , «..вечер догорает, горы золотя..»

Вся бытовая жизнь Афанасия Фета – это история борьбы. Возможно, жизненные бури, душевные драмы и  переживания заставили его уйти в так называемую чистую поэзию, где цветет лишь одна красота.

Первая драма и загадка связана с его рождением.

Афанасий Фет родился в 1820 году в деревне Новоселки недалеко от города Мценска Орловской губернии в поместье своего отца Афанасия Неофитовича ШеншинА. Русский помещик привез мать будущего поэта   Шарлоту Фет из Германии. И не просто привез, он буквально выкрал 22-летнюю молодую женщину  от первого мужа. В это время она ждала второго ребенка. Бракоразводный процесс затянулся, и свадьба Шеншина и Фет произошла только после рождения мальчика.

 

 

Новосельская усадьба состояла из двух деревянных флигелей, хозяйственных построек, обширного сада.

Ребенком Фет любил вместе с крестьянскими ребятишками ловить перепелов, лазить по деревьям, ездить верхом. Он с упоением бродил по красивым окрестностям деревни, восторженно любовался тенистым садом.

Много лет спустя А. Фет с легкой грустью написал:

Приветствую тебя, мой добрый, старый сад,

Цветущих лет цветущее наследие!

С улыбкой горькою я пью твой аромат,

Которым некогда мое дышало детство.

Будущий поэт слушал сказки о жар-птице, о водяном, о бабе-яге, которые рассказывала ему дворовая девушка Прасковья, а когда подрос, попал под опеку первого «учителя» русской грамоты – домашнего повара Афанасия.

С самих ранних лет он был «жаден до стихов», везде старался их разыскать, учил наизусть. У соседей нашлась тетрадь, в которой было переписано множество стихов, а главное, стихи Пушкина и его поэма «Кавказский пленник». «О, какое наслаждение испытывал я, повторяя сладостные стихи великого поэта», — вспоминал Фет.

Когда Афанасию было 14 лет,  местная церковь установила, что он родился до официального брака его родителей и был признан незаконнорожденным. Мальчик был лишен фамилии, русского подданства и дворянства.

Желая оградить сына от судебных разбирательств относительно его происхождения, родители отправили мальчика в немецкую школу-пансион в городе Верро и не забирали его даже на каникулы. «…отец без дальнейших объяснений написал мне, что отныне я должен носить фамилию Фёт». Точки над «ё» пропали уже потом, случайно, когда через несколько лет появилось в печати его первое стихотворение…   Но нет худа без добра. В пансионе кормят скудно, а вот обучение дают превосходное.

В 1837 году юный Фет приехал в Москву, где продолжил обучение в пансионе профессора всеобщей истории Михаила Погодина, а в 1838 году Фет поступил на юридический факультет Московского университета, но вскоре перешел на историко-филологический. И без всякой предварительной подготовки, без учебы и пробы пера начинает писать стихи.

Они заинтересовали однокурсников, и юноша решил показать их профессору Погодину, а тот — писателю Николаю Гоголю. Вскоре Погодин передал отзыв знаменитого классика: «Гоголь сказал, это несомненное дарование». Одобряли произведения Фета и его друзья — переводчик Иринарх Введенский и поэт Аполлон Григорьев, к которому Фет переехал из дома Погодина. Он вспоминал, что «дом Григорьевых был истинной колыбелью моего умственного я». Два поэта поддерживали друг друга в творчестве и жизни.

В 1840 году вышел первый сборник стихов Фета «Лирический пантеон». Он был опубликован под инициалами «А. Ф.». В него вошли баллады и элегии, идиллии и эпитафии. Сборник понравился критикам: Виссариону Белинскому, Петру Кудрявцеву и поэту Евгению Баратынскому. Через год стихи Фета уже регулярно печатал журнал Погодина «Москвитянин», а позднее журнал «Отечественные записки».

Стихотворения Афанасия Фета стали ярким событием отечественной словесности нового десятилетия

«На заре ты ее не буди…» (романс, исполняют дети)

Эти строки появились из-под его пера в 1842 г. после того, как поэт побывал у своих друзей. В это время в их доме от сердечной недостаточности умирала дочка. Фет видел, что девочка спасается от боли только во сне, поэтому просил ее мать не будить ребенка. В стихотворении нет даже намека на то, какая учесть ждет девочку, они наполнены удивительной нежностью, любовью. Поэт хотел сохранить в памяти ее прекрасный образ.

В 1843 году вышло  его стихотворение “Я пришел к тебе с приветом!” “Подобного лирического весеннего чувства природы мы не знаем во всей русской поэзии!” – таково было впечатление от этого стихотворения Василия Боткина

“Я пришел к тебе с приветом!”

Поэзия Фета – загадка. Неуловимые звуки слагаются в слова, и слышится мелодия стиха, рождающая ассоциации с цветом, с чувством, с мыслью. Лирика Фета завораживает, уводит в особый мир, созданный по непонятным законам ритма

А жизнь самого поэта вносит очередные коррективы. Умирает его любимая мать. Фет остается без всякой поддержки: материальной и моральной. И начинается борьба – борьба Фета за существование.

В 1845 году Фет поступает на службу унтер-офицером в Кирасирский полк. Офицерский чин, который он рассчитывал получить, дал бы ему право на российское подданство и потомственное дворянство. Началась гонка длиною в жизнь. Через год Фет  уже офицер, но выходит царский указ, отодвигающий  дворянство до следующего чина. Десять лет уйдет на его достижение. И уже новый царский указ назовет следующий чин, дарующий дворянство. Опять Фет не успевает. Страдает, конечно. И как крик души рождаются строчки:

Смущаюсь я не раз один:

Как мне писать в делах текущих?

Я между плачущих Шеншин,

И Фет я только средь поющих.

 

В жизни невзгоды часто становятся сильной пружиной, стимулирующей творчество. Вот с Фетом именно так и было. Жизнь в армии оказалась трудной, скучной и однообразной, но Фет продолжал сочинять стихи, что давало ему радость творчества

«Тускнеют угли в полумраке…» (романс)

Вторая драма поэта – это таинственная первая и, пожалуй, единственная любовь, любовь, которая стала путеводной звездой его творчества на все последующие годы жизни.

До 1853 года он жил в маленьких городках Херсонской губернии, где был

расквартирован его полк. Тогда Фет познакомился с дочерью отставного генерала, с умной, начитанной, обаятельной девушкой Марией Лазич, великолепной музыкантшей. Она знала стихи Фета и хорошо их понимала. На почве поэзии молодые люди нашли общий язык, сблизились, полюбили друг друга.

Стихотворение « Шёпот робкое дыханье» — Самое знаменитое стихотворение Афанасия Афанасьевича Фета. Оно не лучше и не хуже других стихотворений, но именно оно стало визитной карточкой поэта, может быть, потому, что продиктовано самой любовью.

 

Поэзию Фета называют безглагольной. Вот и в стихотворении «Шёпот, робкое дыханье…»  Нет ни одного глагола. Почему? Потому что глагол обозначает действие, процесс. Стихи Фета, наоборот, останавливают мгновение счастья и красоты.

Стихотворение « Шёпот робкое дыханье»

Мария Лазич оказалась близкой Фету По духу. Но она была такой же бедной, как и Фет. И он, лишенный состояния и твердой социальной основы, не решился связать с ней свою судьбу.  Кроме того, он считал брак существенным препятствием к достижению своей цели-вернуть  дворянский титул.

Однако Фета перевели на другое место службы, и влюбленные расстались.

Вскоре Мария Лазич трагически погибла, но ее образ на всю оставшуюся жизнь вошел в любовные стихи Фета, придав им горестную окраску. (ролик)

   «Ты отстрадала, я еще страдаю»

«Снова слышу голос твой» (романс)

Афанасий Афанасьевич нашел в себе силы жить дальше.

В 1854 году в Санкт-Петербурге поэт вошел в литературный круг «Современника», где познакомился с писателями Николаем Некрасовым, Иваном Гончаровым и Иваном Тургеневым, критиками Александром Дружининым и Василием Боткиным. Вскоре стихи Фета начал печатать «Современник»

Под надзором Тургенева второй сборник фетовских стихотворений тщательно переработали, и в 1856 году опубликовали «Стихотворения А.А. Фета». Поэт хоть и принял исправления известного писателя, но позже признавался, что «издание из-под редакции Тургенева вышло несколько очищенным.

«Что за ночь…»

Воодушевленный успехом, Фет начал писать целые поэмы, повести в стихах, художественную прозу, а также путевые очерки и критические статьи. Кроме того, переводил произведения Генриха Гейне, Иоганна Гете, Адама Мицкевича и других поэтов.

 

В 1857 году Афанасий Афанасьевич Фет женился на дочери богатейшего московского чаеторговца — Марии Петровне Боткиной. Это был брак не столько по любви, сколько по взаимной привязанности двух одиноких  людей, уже не молодых.

В следующем году в чине гвардейского штабс-ротмистра Фет вышел в отставку, так и не добившись дворянства.  Супруги поселились сначала в Москве, а в 1860 году в имении Степановка, которое купили в Мценском уезде Орловской губернии — на родине поэта. «Он сделался теперь агрономом — хозяином до отчаянности, отпустил бороду.. о литературе слышать не хочет , Музу прогнал взашею и журналы ругает с энтузиазмом», — так комментировал произошедшие с Фетом перемены И. С.Тургенев. Фет полностью  посвящает себя хозяйственной деятельности : выращивал зерновые культуры, проектировал конный завод, держал коров, овец, птицу, разводил пчел, рыбу. Из Степановки Фет сделал образцовую усадьбу: показатели урожаев с его полей поднимали статистику губернии, а яблочную пастилу Фета доставляли прямо к императорскому двору.

Афанасий Фет регулярно публиковался в журналах «Русский вестник», «Литературная библиотека» и «Заря». Там выходили его очерки о пореформенном состоянии сельского хозяйства. Их печатали под редакционными названиями «Записки о вольнонаемном труде», «Из деревни», «По вопросу о найме рабочих».

К концу 70-х годов супруги переезжают в имение Воробьевка Курской области. (ролик)

Фет был прекрасным хозяином. Многие соседи-помещики его уважали. Он преумножил и без того не малое состояние его жены. «Я наконец осуществил свой идеал – жить в прочной каменной усадьбе, совершенно опрятной, над водой, окруженной растительностью.»

У Фета была любимая пословица: «Дай Бог дать, да не дай взять». И когда ему после нищей юности стало что отдавать, он отдавал щедро. Помогал голодающим, построил сельскую больницу. Крепко построил: в ней и сейчас расположена районная больница.

В 1873 году специальным указом Фету вернули дворянское звание и фамилию Шеншин. Сорок лет он ждал этого дня. Но литературное имя — Фет — осталось за ним навсегда.

Занимаясь хозяйственной деятельностью, поэт Афанасий Фет почти на 20 лет ушел из поэзии.Он ничего не писал в это время. Порывает с «Современником».

К литературному творчеству Фет вернулся лишь в 1880-х после возвращения в Москву. Теперь он уже не безродный бедняк Фет, а богатый и уважаемый дворянин Шеншин , умелый орловский помещик и владелец особняка в Москве. По рекомендации Л.Н.Толстого Фет начинает переводить труды Шопенгауэра   и тут понимает, что философия  Шопенгауэра очень близка ему. Что же пишет  Шопенгауэр? Он пишет, что назначение поэта раскрыть красоту мира. И Фет вновь возвращается к поэзии. И вновь полились прекрасные лирические стихи.

«Это утро, радость эта…»

в 1883 году вышла новая поэтическая книга — «Вечерние огни». К этому времени Фет смирился с тем, что его произведения «для немногих».

«Сияла ночь, луной был полон сад» -это одно из лучших стихотворений Фета, образец русской любовной лирики. Адресовано оно Тат. Андр. Кузьминской, женщине живой, обаятельной, с  красивым голосом. Она была свояченицей Л.Н. Толстого.В своей книге Т.А.Кузьминская описывает тот случай, который вдохновил поэта на создание этого стихотворения……

«Сияла ночь, луной был полон сад» (романс)

Фет далеко не молод, но он пишет стихи, полные юношеской свежести, в которых цветет весна, красота и любовь.

«Я тебе ничего не скажу…»(романс)

Казалось бы, что к концу жизни Фет приобрел все, о чем мечтал.У него прекрасный дом в Москве, богатое имение, он вернул, себе фамилию и дворянство, за перевод сочинений Горация он стал первым лауреатом полной Пушкинской премии Императорской Академии наук. Его избрали ее членом-корреспондентом. В 1888 году Афанасия Фета лично представили императору Александру III и присвоили придворное звание камергера.

50-летний юбилей творческой деятельности поэта был пышно отмечен. Он достиг всего. Чем жить дальше? К чему стремиться? За что бороться? Ведь именно борьба давала Фету силы, давала стимул  к творчеству. Все достигнуто.И впереди ничего не ждет . И стихи передают душевное состояние поэта

Жизнь пронеслась без явного следа.

Душа рвалась — кто скажет мне куда?

С какой заране избранною целью?

Но все мечты, всё буйство первых дней

С их радостью — всё тише, всё ясней

К последнему подходят новоселью.

 

Так, заверша беспутный свой побег,

С нагих полей летит колючий снег,

Гонимый ранней, буйною метелью,

И, на лесной остановясь глуши,

Сбирается в серебряной тиши

Глубокой и холодною постелью.

 

3 декабря 1892 года Фет попросил жену позвать доктора, а тем временем продиктовал секретарше: «Не понимаю сознательного преумножения неизбежных страданий. Добровольно иду к неизбежному» и подписал «Фет (Шеншин)». Писатель скончался от сердечного приступа. Афанасия Фета похоронили в селе Клейменово, родовом имении Шеншиных.

Он был сильный человек, всю жизнь боролся и достиг всего, чего хотел: завоевал себе имя, богатство, литературную знаменитость и место в высшем свете, даже при дворе. Все это он ценил и всем наслаждался, но всего дороже на свете ему были его стихи и что он знал — их прелесть несравненна, самые вершины поэзии. Чем дальше, тем больше будут это понимать и другие.

Сам Фет был искренне убежден, что творить следует только следуя своему вдохновению, эмоциональному порыву. Он считал, что самое благодарное – это природа, любовь, прекрасное. «Я никогда не мог понять, чтобы искусство интересовалось чем-нибудь помимо красоты».

Многие современники пытались разгадать загадку Фета. Кто он: поэт или помещик? Рожденный в самом центре России, он предполагал стать помещиком. Мечта его осуществилась, когда он был уже зрелым человеком. А поэтом он не мог не стать, потому что мир, в котором он жил, несмотря на все перепетии судьбы, это был «целый мир от красоты».

200 лет прошло .Но жива благоуханная свежесть его стихов,в которых воспеты разноцветье природы, жаждущая счастья человеческая душа, вечная гармония жизни

«Целый мир от красоты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оставить свой комментарий

2014-11-14_210335   Дорогою свободной Иди, куда влечет тебя свободный ум, Усовершенствуя плоды любимых дум, Не требуя наград за подвиг благородный. Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд; Всех строже оценить умеешь ты свой труд. А.С.Пушкин
Наверх