Тема урока: «Слитное написание союзов также, тоже, чтобы»
Цель урока : показать условия различения на письме союзов также, тоже, чтобы, зато и наречий и местоимений с частицами же, бы;
Задачи:
обучающая – показать условия различения на письме союзов также, тоже, чтобы, зато и наречий и местоимений с частицами же, бы;
развивающая – формировать навыки написания союзов также, тоже, чтобы, зато; развивать умение составления связного рассказа на грамматическую тему (о союзе);
воспитывающая – воспитывать аккуратность, внимательность, усидчивость.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Проверка домашнего задания
Повторение изученных сведений о союзе.
3.Объяснение нового материала.
Определите, почему в двух предложениях одно и то же слово пишется по-разному.
Отец также учился в институте.
Сын учился так же хорошо, как и отец.
Как вы определили, где наречие, а где союз? (По их роли в предложении, по вопросу. Каким союзом мы можем заменить союз также?
Составление таблицы.
Отличие союзов от других частей речи.
|
|||||||
Тоже, также (союзы) (тоже = также = и) |
То же (местоимение с частицей), так же (наречие с частицей) |
1. Же в союзах нельзя опустить или переставить без искажения смысла предложения. | 1. Же можно опустить без искажения смысла предложения. |
2.Тоже, также (как служебные части речи) не отвечают не вопросы, не являются членами предложения. Наш класс тоже пойдет в поход. (Ср.: И наш класс пойдет в поход)
Я также буду учиться в вузе. (Ср.:И я буду учиться в вузе) |
2. И местоимение, и наречие отвечают на вопросы, являются членами предложение.
3. Местоимение то может быть определением, дополнением, подлежащим, а наречие – обстоятельством. 4. Наречие так часто сопровождается сравнительным оборотом с союзом как, отвечает на вопросы как? каким образом? 5. Местоимение то может заменить другим местоимением, в нем легко изменить род, число. |
Зато (союз)
Мал золотник, зато дорог. (Ср.:Мал, но удал.) |
За то (местоимение с предлогом)
Я спрятался за то дерево. ( какое?) |
Анализируя строение параллельных примеров, учащиеся делают вывод: чтобы узнать, слитно или раздельно пишется слово, надо определить его роль в предложении, рассмотреть слово в контексте.
Тоже, чтобы, также, зато – союзы, они не являются членами предложения. Союзы тоже, также можно заменить синонимическим союзом и, зато — но, чтобы — составным союзом для того чтобы.
Выделенные во втором столбике слова являются членами предложения: местоимение что – подлежащим, местоимение то – определением, наречие так – обстоятельством. Замена наречия так и местоимения то в сочетании с частицей же и предлогом за невозможна.
4.Закрепление материала
1)Запись предложений с объяснением написания союзов, местоимений и наречий. (Упражнения выполняются под руководством учителя, обращается внимание на выразительность чтения предложений.)
Отечеством зовем мы нашу страну потому, что в ней жили отцы и деды наши. Так же, как час назад, свистел ветер. Отец также взял удочки, и мы пошли. Знать и уметь – не одно и то же. Мне тоже не сиделось на месте. Его прозвали Знайкой за то, что он много знал. Все смолкли. Зато громче затрещали, разгораясь, ветки. Идти к стойбищу надо по тому берегу.
3)Восстановите предложения, расставьте знаки препинания.
… зато увидели восход солнца.
… за то дерево.
… по тому пути … .
… чтобы был хороший урожай.
… что бы мне ни говорили.
5.Цифровой диктант.1-предложение с союзом, 2-предложение с местоимение
Домашнее задание:
Навигация
Предыдущая статья: ← Сценарий конкурса чтецов «У каждого в душе своя Россия»
Следующая статья: Аннотация к рабочей программе «Русский язык» 10-11 классы →
В этой же рубрике:
- Урок русского языка в 9 классе на тему: «Язык как развивающееся явление»
- Урок литературы "Я тоже была, прохожий! Прохожий, остановись!" 11 класс
- Урок русского языка в 9 классе на тему: «Прямая речь»
- О.Э. Мандельштам. Время. Жизнь. Судьба. Творчество
- Урок-семинар на тему: «Любовная лирика А.А.Ахматовой»