Тема урока: «Слитное написание союзов также, тоже, чтобы»

Дата: 30 Октябрь 2016 Рубрика: Такие разные уроки Комментарии: Нет комментариев

Цель урока : показать условия различения на письме союзов также, тоже, чтобы, зато и наречий и местоимений с частицами же, бы;

Задачи:
обучающая – показать условия различения на письме союзов также, тоже, чтобы, зато и наречий и местоимений с частицами же, бы;
развивающая – формировать навыки написания союзов также, тоже, чтобы, зато; развивать умение составления связного рассказа на грамматическую тему (о союзе);
воспитывающая – воспитывать аккуратность, внимательность, усидчивость.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания

Повторение изученных сведений о союзе.

3.Объяснение нового материала.

Определите, почему в двух предложениях одно и то же слово пишется по-разному.

Отец также учился в институте.

Сын учился так же хорошо, как и отец.

Как вы определили, где наречие, а где союз? (По их роли в предложении, по  вопросу. Каким союзом мы можем заменить союз также?

Составление таблицы.

Отличие союзов от других частей речи.

 

Чтобы (союз)

Я хочу, чтобы ты дал мне совет.
Я зашел, чтобы все с тобой обсудить.

  Что бы (местоимение с частицей)

Я спросил, что бы мне почитать о космосе.
Я хочу знать, что бы ты мне посоветовала.

 

1. Бы нельзя опустить или переставить в другую часть предложения.

 

1. Бы можно опустить или переставить в другую часть предложения:
Я спросил, что мне почитать о космосе.
Я хочу знать, что ты мне посоветовала бы почитать

 

2. Союз чтобы можно заменить союзами:
чтобы – для того чтобы
чтобы – с тем чтобы.
Я не знаю, какой сделать подарок, чтобы порадовать его.
2. Что можно наполнить содержанием, заменить существительным: Что почитать?
Книгу, газету, журнал.

Я не знаю, что бы ему подарить. (Что? Книгу, марки, диск)

 
   
   

 

Тоже, также (союзы)
(тоже = также = и)
То же (местоимение с частицей), так же (наречие с частицей)
1. Же в союзах нельзя опустить или переставить без искажения смысла предложения. 1. Же можно опустить без искажения смысла предложения.
2.Тоже, также (как служебные части речи) не отвечают не вопросы, не являются членами предложения.
Наш класс тоже пойдет в поход. (Ср.: И наш класс пойдет в поход)


Тоже, также (союзы)
(тоже = также = и)

Я также буду учиться в вузе. (Ср.:И я буду учиться в вузе)

2. И местоимение, и наречие отвечают на вопросы, являются членами предложение.

3. Местоимение то может быть определением, дополнением, подлежащим, а наречие – обстоятельством.

4. Наречие так часто сопровождается сравнительным оборотом с союзом как, отвечает на вопросы как? каким образом?

5. Местоимение то может заменить другим местоимением, в нем легко изменить род, число.
Во всем городе не было людей, настроенных (как?) так же спокойно и в то (какое?) же время торжественно, как эти двое.

 Зато (союз)

Мал золотник, зато дорог. (Ср.:Мал, но удал.)

За то (местоимение с предлогом)

Я спрятался за то  дерево. ( какое?)

 

Анализируя строение параллельных примеров, учащиеся делают вывод: чтобы узнать, слитно или раздельно пишется слово, надо определить его роль в предложении, рассмотреть слово в контексте.

Тоже, чтобы, также, зато – союзы, они не являются членами предложения. Союзы тоже, также можно заменить синонимическим союзом и, зато но, чтобы — составным союзом для того чтобы.

Выделенные во втором столбике слова являются членами предложения: местоимение что – подлежащим, местоимение то – определением, наречие так – обстоятельством. Замена наречия так и местоимения то в сочетании с частицей же и предлогом за невозможна.

4.Закрепление материала

1)Запись предложений с объяснением написания союзов, местоимений и наречий. (Упражнения выполняются под руководством учителя, обращается внимание на выразительность чтения предложений.)

Отечеством зовем мы нашу страну потому, что в ней жили отцы и деды наши. Так же, как час назад, свистел ветер. Отец также взял удочки, и мы пошли. Знать и уметь – не одно и то же. Мне тоже не сиделось на месте. Его прозвали Знайкой за то, что он много знал. Все смолкли. Зато громче затрещали, разгораясь, ветки. Идти к стойбищу надо по тому берегу.

3)Восстановите предложения, расставьте знаки препинания.
… зато увидели восход солнца.
… за то дерево.
… по тому пути … .
… чтобы был хороший урожай.
… что бы мне ни говорили.

5.Цифровой диктант.1-предложение с союзом, 2-предложение с местоимение

Домашнее задание:

 

Оставить свой комментарий

2014-11-14_210335   Дорогою свободной Иди, куда влечет тебя свободный ум, Усовершенствуя плоды любимых дум, Не требуя наград за подвиг благородный. Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд; Всех строже оценить умеешь ты свой труд. А.С.Пушкин
Наверх